Безопасное общение

Сообщите нам, если вы столкнулись с мошенничеством или рассылкой спама

Как мы помогаем сделать ваше общение безопасным

Защищаем от SMS‑спама
Проверим отправителя на рассылку спама — перешлите нежелательное SMS на бесплатный номер 1911
Предупреждаем об угрозах
При переходе на подозрительные сайты с использованием мобильного интернета сообщаем об опасностях для ваших устройств
Ограничиваем нежелательные звонки
Защищаем от нежелательных звонков на основе нашей аналитики и ваших обращений

Если вы столкнулись с такими ситуациями

Прислали сообщение с просьбой о помощи от лица близкого человека
  • Не паникуйте и не переводите деньги.
  • Убедитесь, что это действительно знакомый вам человек.
  • Позвоните близкому человеку или людям, которые могут находиться рядом с ним, и узнайте, действительно ли нужна помощь.
Позвонили или прислали SMS от лица банка с неизвестного номера
  • Не паникуйте и не переводите деньги.
  • Не сообщайте персональные данные или данные банковской карты: номер, код безопасности.
  • Не передавайте мошенникам пароли для доступа к операциям по банковской карте.
  • Позвоните в службу поддержки банка по номеру, указанному на вашей карте, и уточните необходимые вопросы.
Попросили вернуть «ошибочно зачисленный платёж»
  • Не паникуйте и не переводите деньги.
  • Попросите «пострадавшего» обратиться к своему оператору или в службу поддержки банка.
В соцсети попросили сообщить код или пароль из SMS
  • Не сообщайте другим людям коды и пароли.
  • Скажите отправителю, что, возможно, его аккаунт взломали.
Прислали спам или нежелательное SMS
  • Ограничьте получение нежелательных сообщений с помощью SMS-фильтра или Чёрного списка.
  • Отправьте нежелательное сообщение на бесплатный номер 1911 в течение 24 часов после получения — перешлите SMS, не меняя текст, или скопируйте его и отправьте новое сообщение на номер 1911.

1911 — бесплатный сервис, который анализирует нежелательные SMS и их отправителя. Система фиксирует обращения, выявляет факты спама и предотвращает дальнейшие рассылки с рекламой продуктов и услуг.

Прислали SMS или сообщение в мессенджере с подозрительной ссылкой
  • Не переходите по ссылке.
  • Не разглашайте конфиденциальные данные.
  • Перешлите SMS на наш сервисный номер 1911.
  • Используйте антивирус для смартфонов и программное обеспечение для вашего устройства только из официальных магазинов.

Посмотрите видео и узнайте,
как защитить себя и близких от мошенников

Стали жертвой мошенников?

Сообщите нам — это поможет бороться с мошенничеством и спамом

Дополнительная информация

Что такое телефонное мошенничество

Жизнь современного человека невозможно представить без телефона и мобильной связи. А переход многих компаний на удалённый формат работы сделал использование телефона неотъемлемой частью и рабочего процесса. Вместе с тем увеличилось количество телефонных мошенников, поэтому сегодня использование мобильной связи связано не только с удобствами, но и с определённым риском.

Телефонное мошенничество — это действия обманного характера с целью незаконного получения прибыли с использованием средств связи или информационных технологий. Проще говоря, телефонные мошенники — это те, кто обманом хочет получить доступ к чужим материальным средствам, вымогает их или крадёт со счёта телефона или банковского счёта.

Телефонное мошенничество ставит под угрозу безопасное общение: личная информация, данные для проведения финансовых операций, доступ к персональным сведениям — всё это может попасть в руки мошенников и использоваться ими для получения прибыли. Поэтому лучше всего разобраться, как защититься от мошенников и избежать неприятных ситуаций.

Виды телефонного мошенничества

Способов обмана по телефону огромное количество. Применяемые преступниками схемы выглядят очень убедительно, потому что они психологически выверены и оказывают воздействие на человеческие чувства. Это может быть беспокойство о друзьях или родных, опасения за сохранность собственных финансов или желание мгновенной выгоды.

  • Звонки из «службы безопасности банка»

    Мошенники могут представляться кем угодно. Сотрудниками банков, операторов связи или других организаций. Под различными предлогами и угрозами они пытаются узнать реквизиты банковской карты, коды и пароли для подтверждения банковских операций, а также другие конфиденциальные данные. Для звонков могут использоваться различные номера и аккаунты в мессенджерах.

    Что делать?

    Не сообщайте никому конфиденциальную информацию. Прерывайте разговор, самостоятельно звоните в организацию, от имени которой к вам обращаются, и уточняйте необходимую информацию.

  • Сообщения с ссылками

    Помните, что любая ссылка может представлять потенциальную опасность. В некоторых случаях ссылки могут вести на фишинговые интернет‑ресурсы или вредоносное ПО. Для фишинга могут использоваться различные сценарии: инвестиции, акции, розыгрыши и компенсации.
    Мошенники могут выдавать себя за покупателей товаров, объявления о продаже которых вы оставили в интернете. Под различными предлогами злоумышленники побуждают оставить данные банковской карты или другую конфиденциальную информацию.
    Функционал вредоносного ПО для мобильных устройств может быть различным: от показа навязчивой рекламы до кражи личных данных и денег.

    Что делать?

    Не переходите по сомнительным ссылкам, присланным неожиданно и без предупреждения. По возможности установите на устройство антивирус, который будет препятствовать посещению предлагаемого сайта.

  • SMS или звонки от операторов сотовой связи с новыми выгодными условиями тарифа

    Представители телефонной компании действительно могут позвонить или написать пользователю. Но если в разговоре речь заходит о предоставлении доступа к личному кабинету или озвучивании персональной информации, стоит насторожиться. Практически всю необходимую информацию представитель компании может узнать из базы данных оператора, ведь при оформлении договора на обслуживание пользователем предоставляются паспортные данные.

    Что делать?

    Если разговор кажется подозрительным, повесьте трубку, перезвоните в офис телефонной компании или напишите в чат с поддержкой. Практически все выгодные предложения всегда доступны в личном кабинете, поэтому можно не переживать об упущенной выгоде.

  • SMS от «банка» с неизвестного номера

    Мошенники могут использовать шаблоны текста, которые имитируют сообщения от банков: «Ваша банковская карта заблокирована. По вопросам снятия блокировки обращайтесь по номеру...»

    Что делать?

    Не звоните по указанному в сообщении номеру и не сообщайте конфиденциальные данные неизвестным людям. Позвоните в службу поддержки банка — её номер указан на вашей банковской карте.
    Вы можете переслать нежелательное SMS на бесплатный сервисный номер 1911 и сообщить о мошенничестве.

  • Звонки с неизвестного номера без ответа

    Звонки Wangiri — мошенническая схема, при которой злоумышленники провоцируют перезвонить на неизвестный номер, который может быть международным.

    Что делать?

    Не перезванивайте на незнакомые номера и обращайте внимание на код страны в начале номера — вызовы на международные направления стоят дороже.

  • Случайное пополнение чужого счёта

    Мошенники могут отправлять SMS, используя шаблоны текста, которые поступают при настоящем пополнении счёта, чтобы вызвать доверие. При этом никакого платежа не происходит.

    Что делать?

    Не снимайте и не переводите средства с абонентского счёта. Рекомендуйте человеку, который перевёл деньги, обратиться к оператору или в банк для возврата.

  • Просьбы о помощи

    Когда совершенно неожиданно раздаётся звонок и приходит SMS от «родственника», «друга» или «знакомого», который срочно просит о помощи, в первую очередь — не паникуйте.
    Сначала «пострадавший» рассказывает о своей проблеме — это может быть авария, задержание полицией, участие в мелком правонарушении — а потом к разговору подключается должностное лицо, обещающее за определённую сумму решить эту проблему. Чаще всего с переводом или передачей денег торопят, ведь ситуация экстренная, а решить проблему нужно прямо сейчас. Так мошенники пытаются вывести человека на эмоции и выманить деньги как можно скорее.

    Что делать?

    Первое действие — повесьте трубку или не отвечайте на SMS. Затем позвоните по номеру человека из вашего списка контактов. Постарайтесь выяснить, что происходит на самом деле. Если номер недоступен или линия занята, нужно попробовать позвонить родственникам, друзьям или знакомым, которые могут быть в курсе ситуации и местонахождения звонившего. Если в звонке говорилось, что пострадавший находится в отделении полиции, позвоните туда и уточните, так ли это на самом деле. Скорее всего, ситуация просто выдумана мошенниками, и в действительности никакого чрезвычайного происшествия нет.

  • Неожиданный выигрыш в лотерею

    Радостное сообщение о выигрыше в формате сообщения или звонка может быть очередной схемой мошенничества. Стоит насторожиться, если вы не участвовали в розыгрыше и если для получения «выигрыша» необходимо назвать данные своей банковской карты и другую конфиденциальную информацию.

    Что делать?

    Помните, что выиграть в розыгрыше, для которого не предоставлялись персональные данные и согласие на участие, практически невозможно. Не передавайте никакую информацию, способную дать злоумышленникам доступ к финансам: не сообщайте срок действия карты и её CVV/CVC код.

Как защититься от телефонного мошенничества

Лучшая защита от мошенников — собственная внимательность и бдительность. Чаще всего мошенники оказывают давление на эмоции, заставляя выполнять действия как можно быстрее. В любом не вызывающем доверия разговоре главное — не торопиться. Если есть сомнения в том, кто звонит, лучше самостоятельно перезвоните человеку по номеру из вашего списка контактов.

Не переходите по сомнительным ссылкам, регулярно обновляйте антивирус на вашем мобильном устройстве и не передавайте конфиденциальную информацию третьим лицам. Сообщите нам, если вы столкнулись с мошенничеством или рассылкой спама.